Является автором более 120 печатных работ. В том числе:
После окончания школы, пройдя конкурсные экзамены, поступил в Одесский Индустриальный институт. Почувствовал гордость - сделан первый шаг к достижению моей первой цели - я могу стать инженером. Особенно был доволен, когда со второго семестра мы начали изучать «Теорию механизмов и машин». Это был довольно сложный предмет, его «зубрёжкой» не возьмешь. Тут уже нужно думать! Этому нас начал учить профессор, преподававший эту дисциплину. Хотя это делали далеко не все преподаватели института. Моя уверенность в правильности выбора специальности упрочнилась при следующих обстоятельствах. На консультации перед экзаменом по «Теории механизмов и машин», завершая её, профессор предложил нам сложную задачу (но интересную), сказав, что если кто-то видит, как её можно решить, пусть выскажется, а если мы не сможем, то он объяснит нам как её решать. При этом он предупредил, что на экзаменах в этот раз таких задач не будет. Такие задачи будем решать после окончания второго курса. Подумав, решился высказать своё мнение. Выйдя к доске, я рассказал свою идею. После чего профессор попросил мою зачетку и при общей тишине в аудитории поставил отличную оценку, освободив меня от сдачи экзамена. Гордости моей не было предела. И главное, понял, что в институте есть значительная часть преподавателей, которая учит студентов мыслить.
Но, к сожалению, война все спутала.
Только в 1943 году, будучи принятым на учебу в Высшее инженерно-строительное училище КА, понял, что получение знаний и образование - это разные вещи.
Многие школы и вузы, к сожалению, не готовят выпускников к реальной жизни. Люди лишь получают свидетельство об образовании, не отражающее уровень их знаний. Современные методы обучения тяжеловесны и архаичны, они основаны на ложных посылках: головы учащихся забиваются предварительно отобранным информационным материалом в определенном контексте вместо того, чтобы вдохновить и направить их сердца и мысли к независимому восприятию знаний в атмосфере доверия, свободы и реальной ответственности перед окружающим миром.
Институты образования не делают ничего для того, чтобы развить в молодом человеке элементарные качества, необходимые для полной, активной и содержательной жизни: я имею в виду мужество, сострадание, терпение, осознание истинной шкалы ценностей и идеалов, умение наблюдать, размышлять, стремление познать себя, тонкость восприятия, творческую активность, находчивость, любовь ко всему живому и уважение к закону - то есть то, что необходимо для служения людям, для выполнения своего долга, обеспечения выживания его самого, близкой ему группы людей и общества!
В литературе описан опыт, проведенный в США. В этом интересном эксперименте были собраны факты и материалы о прошлом великих изобретателей, в частности Г.Форда и Т.Эдисона, у которых, как известно, не было диплома о высшем образовании. Изменив имена великих изобретателей, сделав каждого из них двадцатичетырехлетним, экспериментаторы внесли эту информацию в резюме для приема на работу и представили их в отдел по найму американской национальной конвенции инженерных работников. Информация прошла через руки более чем двухсот служащих отдела, и только одному из гениев было предоставлено право собеседования, но и в этом случае было оговорено, что в данный момент на работу принимают лишь дипломированных специалистов.
К сожалению, в течение своей жизни пришлось встречаться с огромным количеством дипломированных инженеров, не нашедших свое место в жизни. Занимающихся практически работой чиновников. Они были убеждены, что, получив диплом, они уже являются специалистами, не понимая, что вуз не дал необходимого для полной, активной и содержательной жизни.
Они не понимали, что «Тайна Успеха» - это выращивание своей жизни. Им никто не объяснял, а сами они до этого не додумывались, что успешные люди относятся к жизни, как к растению - удобряют почву, закладывают семена, поливают, заботятся о первом ростке, выпалывают сорняки, защищают от вредителей. Но от «садовника» требуется еще и вера - непоколебимая вера, чтобы успешно продолжать свое дело и собрать богатый урожай.
Этот «неписаный закон», называемый по-разному: «Закон сада» или «Закон урожая» должен быть освоен с молодости и сопровождать человека всю его жизнь и при исполнении любой работы.
В 1943 году состоялось постановление правительства по подготовке специалистов для восстановления разрушенных районов страны. На базе Военно-Инженерной Строительной Академии имени Куйбышева В.В. было создано Высшее Военно-Инженерное Строительное училище. В него принимали закончивших 2-3 курса ВУЗа. Конкурс был 50 человек на одно место. Мне повезло. Я был принят на второй курс. Обучение было построено по особой схеме.
Для преподавания были привлечены крупные научные силы - академики и доктора наук: В.М.Келдыш преподавал железобетонные конструкции (основоположник расчета по разрушающим нагрузкам); К.М.Дубяга - металлические конструкции; Карлсен - деревянные конструкции; Филоненко-Бородич - сопротивление материалов; Рабинович И.М. - строительную механику; Скамтаев - строительные материалы и другие.
Их кафедры были укомплектованы высококвалифицированными специалистами - учеными и практиками. Офицерами курсов были ведущие архитекторы: Орлов, Каенман, Шварцбрейн, Чучубал и другие.
На лекциях, в отличие от других ВУЗов, большое внимание уделялось не заучиванию, а в основном, преподавалась идеология предметов, и демонстрировались проекты созданных крупных объектов, на основе этой идеологии, перспективы применения её в последующем. Учили работать с книгой. Детали и основы теории курсант должен был изучать самостоятельно, во время «самоподготовки», где обычно присутствовали указанные выше профессора и их доценты. Тут каждый мог индивидуально побеседовать с ними, получить нужную консультацию. При этом они старались потратить немного времени на обсуждение так называемых общих вопросов (поговорить «за жизнь»). Здесь преподаватели уже превращались в «старшего друга». Курсанты очень любили такие беседы. Здесь же они выясняли способности курсанта работать с книгой. Любимым напутствием профессуры было: «Пользуйтесь тем, что до вас сделали «досужие» люди!». А профессор Дубяга учил нас: «Если вы приобретете книгу, уплатив за неё даже сто рублей, и в процессе работы раз или два её используете, то она многократно окупится!»
На семинарских занятиях курсантов заставлял подробно анализировать техническую документацию, уметь без расчетов рассказать «игру сил» в элементах конструкции, определять наиболее слабые элементы.
Девиз был такой: «Инженер, придя нa стройку, сразу (до изучения чертежей) должен был видеть, где нужно искать упущения и на что обратить особое внимание».
Экзамены были построены следующим образом. Курсант брал билет в кабинете заведующего кафедрой. Затем переходил в аудиторию, где была собрана вся справочная литература по данному предмету. После 20-30 минутной подготовки он должен был явиться для ответа. В билетах никогда не было теоретических вопросов. Сдача экзамена заключалась в беседе с заведующим кафедрой по идеологии предмета и рассуждении курсанта по проекту заданного в билете ему объекта. Беседа продолжалась обычно 40-60 минут. И здесь курсант получал навык анализа и построения выводов по рассматриваемым материалам. Главное всегда проверялось - умение думать и анализировать. При этом разрешалось пользоваться литературой.
Такой подход вызывал большой интерес у курсантов. Он способствовал расширению их кругозора, учил творческому подходу к рассмотрению проблем. Учил любить книгу. Лично (да и товарищи, учившиеся со мной) полюбил книгу на всю жизнь. Это научило нас постоянно следить за новинками, «гоняться» за ними. Даже в сложных материальных условиях, всегда старался выделить деньги на специальную литературу. Научился читать книгу любой сложности, даже с математическими выкладками, как любимый роман. Это всегда обеспечивало творческий подход, способность самостоятельно разбираться в любых технологиях и т.д.
Здесь был построен процесс «образования», а не получение «знаний». Здесь нас учили «жить, любить, учиться и что-то оставить после себя!!!». Нас учили тому, что все знания, которые постигло человечество, имеются в справочниках, созданных по всем областям знаний. Не следует забивать память этими фактами. Их всегда, при необходимости, можно найти и пользовать. А здесь мы должны получить образование – понять, как нужно строить жизнь, как использовать свой потенциал, как влиять на жизнь и делать её интереснее. Учили использовать все, что сделали «досужие» люди. У наших преподавателей была хорошая фраза: «Умейте использовать, что для вас сделали «досужие» люди, и делайте тоже для грядущего за вами поколения». Учили читать книги. Использовать книгу для «гимнастики ума». Учили, что при чтении всегда появляются новые идеи, новые мысли, новое видение. Поэтому, читая книгу, всегда нужно иметь карандаш и блокнот, куда заносить эти новые идеи.
Читая книгу, нужно не просто принимать изложенные там мысли, нужно обязательно попробовать посмотреть на идею или проблему «с другой стороны», «с другой точки зрения», используя творческое воображение.
Это помогает вырабатывать свои принципы в жизни, помогает выделять важнейшее в достижении цели. Учили понимать, что каждый человек уникален, каждый способен внести свой вклад в общее дело, сделать свою жизнь этим интереснее и втягивать других людей в общее дело. Здесь мы поняли, что значит коллективный ум. Нам показали, что если только получать знания и использовать их, и не стремиться использовать творческое воображение, то будет обеспечен застой, вместо прогресса. А главное, что нам не только об этом рассказывали, но мы воочию видели людей, осуществляющих эти принципы, они это демонстрировали на примерах крупных открытий, сооружаемых объектах, решении проблем, двигающих вперед цивилизацию, улучшающую жизнь людей, они помогали нам своими советами.
Они вложили в наши умы высказывание А.Эйнштейна:
«Ни одну проблему не решить, если исходить из тех же понятий, при которых она возникла. Нужно научиться смотреть на мир свежим взглядом».
Здесь мы получали мотивацию смысла жизни. Здесь появился наш главный девиз жизни - «жить, любить, учиться и что-то оставить после себя!!!» Здесь мы осваивали метод системного подхода, системного анализа. Научились сложные проблемы раскладывать на простые задачи. Научились день за днем решать эти задачи, или их отдельные части, понимая, что их сумма дает решение проблемы, что это путь к достижению цели. И что цели должны постоянно совершенствоваться и уточняться и усложняться. Здесь же нас научили, что дорога к цели не бывает гладкой. Появляются ухабы, повороты, скользкие участки и нужно уметь их преодолевать. Этому помогают принципы построения нашей жизни, которые должны строиться на основе нашего внутреннего содержания жизни, из «нашей формулы предназначения».
Главное, что было вложено в нас - это потребность постоянно учиться, совершенствовать свой профессионализм. Значительную часть информации несут книги. Но большим источником учебы является и изучение опыта людей, с которыми приходится встречаться в делах. Изучать их положительный опыт, анализировать их принципы, учиться у них смотреть вперед, учиться у них творческому восприятию, увязке информации с окружающей средой и соответственно корректировать применение прошлого опыта, хорошо понимать, что применение прошлого опыта без корректировки к изменяющейся окружающей среде может привести к краху. Вот такие основы мировоззрения мы получили в процессе учебы.