Аспиранты, магистры, молодые ученые, руководители производства, инженеры в своей практической деятельности сталкиваются с необходимостью поиска новых решений в проблемных ситуациях. В этом случае часто возникают серьезные трудности, связанные с отсутствием успешного опыта в решении подобных задач. Большинство учебных стандартов базовой подготовки будущих инженеров не включают в себя учебные курсы по освоению передовых технологий проектирования инноваций, что часто приводит к принятию неэффективных, а часто – ошибочных решений.
Целью учебного курса является освоение методов и технологии технико-экономического, системного анализа технических объектов любой сложности, назначения и принципа действия, и выработки эффективных рекомендаций по совершенствованию рассматриваемых объектов.
Предметом дисциплины «Современная технология проектирования инноваций» являются основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и функционально – стоимостного анализа (ФСА) и практика их совместного применения.
В результате изучения данной дисциплины слушатели должны уметь проводить исследования объекта (конструкция, технология, структура) в соответствии с технологией проектирования инноваций, нормативных документов и стандартов, определяющих порядок разработки и модернизации технических объектов.
Слушатели обязаны иметь представления об организации исследования объекта в соответствии технологией проектирования инноваций, об отличии исследований конструкций и производственно-технологических процессов.
Слушатели должны уметь:
- выбирать и обосновывать объекты исследования;
- формировать программу исследований;
- собирать, систематизировать первичную информацию об исследуемом объекте;
- выполнять аналитические процедуры в соответствии с технологией проектирования инноваций;
- вырабатывать предложений по совершенствованию объекта с применением современных методов технического творчества и ТРИЗ;
- рассчитывать необходимые затраты при различных вариантах решений по реализации функций объекта исследования.
Дисциплина «Современная технология проектирования инноваций» базируется на модульной системе построения. Что предполагает разделение учебного курса на самостоятельные и логически завершенные элементы – модули.
Общее количество часов, предусмотренных учебным планом на освоение данной учебной дисциплины, составляет 144 часов.
Изучение каждого отдельного модуля предполагает использование комбинации разных форм и методов обучения и завершается контролем, поэтому предусмотрено достаточное количество времени, необходимое для полноценной реализации модуля.
Структура и содержание модулей дисциплины
-
Модуль 1. Основы теории решения изобретательских задач ТРИЗ.
Модуль 2. Основы функционально-стоимостного анализа.
Модуль 3. Основы технологии проектирования инноваций.
Модуль 4. Основы ТРТЛ (теория развития творческой личности).
Модуль 5. Основы работы с российской и зарубежными патентными базами данных.
Модуль 6. Основы работы с программным продуктом инноватора «TechOptimizer».
Модуль 7. Курс развития творческого воображения.
Курс изучения дисциплины завершается защитой зачетной выпускной работы.
Ведущий преподаватель - Дмитриев Владимир Анатольевич, канд.техн.наук, доцент каф. ТТМ ПИ СФУ, докторант ТГПУ.